Как мозг справляется со стрессом

Тема в разделе "Развитие интеллекта", создана пользователем Мегамозг, 23 мар 2016.

Aliexpress BestSeller and Sale week

  1. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Как мозг справляется со стрессом

    Лекция доктора Медине, в которой рассмотрен интересные факты работы нашего мозга в отношении борьбы со стрессом.


    Если вы поищете в интернете фразу «истерическая сила», то сможете прочитать о некоторых реально странных вещах, особенно если отправитесь на веб сайт «Как все работает». Там есть история из 1982 года о мальчике, который застрял под Шевроле Импалой. Его мама моментально пришла к нему на помощь и буквально сняла машину с мальчика.

    Есть похожая история и о бабушке. Ее внучка застряла под движущейся газонокосилкой, которая все еще продолжала работать. Бабуля подняла газонокосилку – да, именно подняла движущуюся газонокосилку – и скинула ее со своей внучки.

    Там даже есть история о женщине, которая успешно справилась с полярным медведем. С полярным медведем! Животное преследовало ее сына и его друга, когда они играли в хоккей на улице. Мама увидела, что делает животное и схватила его. Мама получила ранения, но она сражалась с медведем достаточно долго, чтобы их сосед успел взять ружье и пристрелить животное. Почему-то во все эти истории вовлечены мамаши, спасающие своих детей.

    Вероятно, по тональности моего голоса вы можете понять, что я чуточку скептично отношусь к истерической силе. Большая часть медицинской науки настолько же скептична, несмотря на то, что некоторые истории хорошо задокументированы – по крайней мере, по журналистским стандартам.

    Мы не будем обсуждать эту тему, мы поговорим о том, что иллюстрируют все эти истории и о чем в медицинском сообществе совершенно нет никакого скептицизма. Предметом сегодняшней лекции будет одна общая для всех этих историй вещь: невероятная физиологическая реакция на стресс.

    Последние пару лекций мы провели, обсуждая приятные вещи, типа удовольствия и счастья. Теперь мы рассмотрим кое-что даже близко не такое приятное – нашу реакцию на негативные раздражители. Чтобы обсудить вопросы стресса, я разделю нашу беседу на две части. В первой мы обратимся к вопросам с определениями и немного поговорим о той самой физиологии – сверхчеловеческой или нет – и о том, почему реакция на стресс является другом для нашей эволюции.

    Но это не постоянный друг, как мы узнаем из второй части. Иногда стресс становится нашим врагом. Мы поговорим о трех отрицательных характеристиках стресса, начиная с его хронического проявления до того, насколько хорошо мы контролируем происходящие плохие вещи.

    В практическом применении мы обсудим техники снижения стресса, фокусируясь на том, что называется «Тренировкой самоосознанности». Давайте начнем.

    Часть 1: Когда стресс нам друг

    Придумать определение стресса, которое удовлетворило бы все исследовательское сообщество, было очень сложной задачей. Даже само слово «стресс» кажется странным, если применить его к биологии – в основном потому, что оно пришло не из биологии. Оно пришло из физики. Оксфордский словарь дает такое определение стрессу: «давление или растяжение, приложенное к материальному объекту». Но мы – не объекты, мы – люди. Что же означает стресс для людей?

    Одну из моих любимых иллюстраций человеческого проявления стресса можно найти в Google картинках. Просто зайдите туда, напечатайте «Как с достоинством провалить экзамен» и вы сможете хорошо посмеяться над результатами. Вы увидите смешные ответы на экзаменационные вопросы, на которые студенты очевидно не знают ответов – из-за чего подвергаются стрессу. Это демонстрирует очень человеческую сторону реакции на стресс.

    Один из примеров такой человеческой реакции – ответ студента на сложный математический вопрос. Его ответ возник из беспорядочного сражения: он долго что-то записывал и стирал… затем он сдался и нарисовал панду! Подпись гласила: «Эта панда будет плакать, если я получу плохую оценку. (Просто подумайте об этом – сделайте это для панды!)». Ответ учителя написан красными чернилами: «Да ну! Развесели-ка его, подготовившись к выпускным экзаменам!»

    Рассматриваете ли вы картинки «Как провалить экзамен», или задумываетесь о немного более серьезных вещах, стресс проявляется во множестве форм и размеров. Из-за такого количества вариантов и было нелегко придумать определение стрессу. Но нам придется попробовать.

    Мне нравится определение стрессу, охватывающее большую часть аспектов его переживания, которое было изначально напечатано в документе исследователей Джинсока Кима и Дэвида Даймонда. Они утверждают, что стресс состоит из трех компонентов.

    Компонент номер один, цитирую: «Для стресса требуется повышенная раздражительность или возбуждение».

    Большинство людей не испытывают возбуждения, получив письмо, адресованное «Квартиросъемщику» и присланное какой-то компанией, которая хочет продать вам крем для обуви. Люди намного сильнее возбуждаются, если получают письмо со своим именем и присланное налоговым управлением, которые хотят провести аудит ваших налоговых выплат за последние два года. Так что возбудимость является частью определения. Нужно, однако, заметить, что если что-то возбуждает одного человека, не обязательно возбудит другого. Я уверен, что некоторые обожают получать письма от налогового управления.

    Компонент номер два, и я вновь процитирую документ Кима и Даймонда: «Ощущение должно восприниматься как негативное». Вы конечно можете возбуждаться от налогового управления, но что если это письмо было бы от адвоката вашей усопшей тетушки, которая оставила вам миллион баксов? Вы можете возбудиться так же сильно как от письма налогового управления. Но скорее всего вы не воспримете эти хорошие новости как негативные. Чтобы раздражитель вызывал стресс, он должен восприниматься как негативный. И вновь нам нужно напомнить об индивидуальности. Нечто негативное для одного человека, может оказаться не таким негативным для другого.

    Компонент номер три и я клянусь – последняя цитата из Кима и Даймонда; речь пойдет о контролируемости. "Третий компонент в определении стресса связан с контролируемостью… наличие контроля над негативным переживанием оказывает значительное смягчающее влияние на то, как ощущается переживание стресса». Вопрос контролируемости очень важен. Я больше расскажу об этом в следующей секции.

    Учитывая все эти определения, мы готовы перейти к физиологии стрессовых реакций. Когда вы переживаете что-то вызывающее стресс, ваш организм переключается на повышенную передачу, инициируя серию физиологических реакций, которые часто называют ответом «бейся или беги». Это звучит вполне реально: если можете, вы бежите от угрозы, но если это невозможно – вы разворачиваетесь и начинаете драться. В таких ситуациях стрессовая реакция является вашим другом, что соответствует названию данной секции.

    Очень хорошо эту реакцию «бейся или беги» иллюстрирует шутка нашего хорошего приятеля юмориста Гаррисона Киллора. Он рассказывает про вора, который вломился в ювелирный магазин через окно в крыше и спустился на пол по веревке. Он сразу же направился к кассе. И вдруг он услышал сзади голос: «Бог следит за тобой». Он оборачивается, не видит никого и возвращается к кассе. На этот раз он слышит голос немного громче: «Бог следит за тобой».

    Он обнаруживает за углом попугая, и понимает, что это его голос. «Как тебя зовут?» - спрашивает вор попугая. «Баптист Джон», - отвечает попугай. «Какое смешное имя для попугая», - говорит вор,

    - «Кто тебя так назвал?» Попугай отвечает: «Мой хозяин. Тот же парень, который назвал ротвейлера Богом».

    То, что пронеслось в мозгу этого вора, соответствует нашим трем определениям. Вор почувствовал возбуждение, вор воспринимает угрозу, вор скоро станет кормом для собаки – и он ничего не может предпринять. Он ничего не контролирует. Вор переживает реакцию «бейся или беги». Неудивительно, что в реакцию «бейся или беги» вовлечены гормоны и ткани. Мы поговорим о нескольких из них, и начнем с двух самых известных биохимических составляющих стресса.

    Первый биохимический компонент – это классика: адреналин, если вы живете в Англии. В Соединенных Штатах мы называем адреналин «эпинефрином», но это одно и то же.

    О втором вы скорее всего тоже слышали раньше: это кортизол. Он принадлежит к классу химических веществ со сложным названием «глюкокортикоиды». Кортизол является важнейшим гормональным компонентом того, что мы называем «системой ГГН» (гипоталамо-гипофизарнонадпочечниковая система). Я мог бы посвятить целый курс описанию нейрофизиологии эпинефрина и кортизола в стрессовой реакции, так что мне нужно немного урезать этот рассказ. Давайте сосредоточимся на одном из них: на кортизоле и этой самой «системе ГГН».

    Начнем с описания того, что значат буквы «Г», «Г» и «Н», а затем уже поговорим о реакции. Первая «Г» означает «гипоталамус». Мы рассказывали о гипоталамусе еще в Лекции 3. Он расположен около основания мозга и его название значит «под таламусом» и так как «таламус» означает женскую спальню, оно на самом деле означает «под женской спальней». Нельзя сказать, чтобы название было случайным. Гипоталамус принимает участие в некоторых примитивных чувствах, включая реакцию на угрозы.

    Вторая «Г» означает «гипофиз», который является небольшой похожей на горошину структурой, которая болтается ниже гипоталамуса. Его благословили на производство целой кучи гормонов. Гипофиз является очень одаренным органом из-за всех этих гормонов, которые варьируются от надзора за половым созреванием до надзора за тем, чтобы избежать какого-то вреда. Он очень близко общается с гипоталамусом.

    «Н» означает железы надпочечников. Эти структуры расположены поверх ваших почек. Я представляю себе надпочечники как часть мозга в изгнании – их выпнули из черепа, и они уплыли в брюшную полость, приземлившись на крыше ваших почек. Конечно, ничего такого не было. Просто надпочечники настолько нейро-реактивны, что они легко могут стать почетными членами «черепной команды».

    Учитывая вышесказанное, мы в общих чертах можем обсудить, как они работают вместе, и для этого я хочу представить следующую иллюстрацию. Это еще один пример из коллекции «Как с достоинством провалить экзамен» - отчаянных ответов на экзаменационные вопросы.
     

  2. Загрузка...

    Вам так же будет интересны похожие темы, продолжение данной темы после таблицы:
    1. Мегамозг
      Ответов:
      3
      Просмотров:
      1.317
    2. Мегамозг
      Ответов:
      8
      Просмотров:
      1.852
    3. Мегамозг
      Ответов:
      5
      Просмотров:
      1.393
    4. Мегамозг
      Ответов:
      4
      Просмотров:
      1.503

  3. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234

    СПОНСОР ТЕМЫ: ПОЛИС812, страховой и визовый центрLetyshops [lifetime]

    Продолжение.

    Вопрос: Что означает слово «варикозный»? Ответ: Очень близкий. (непередаваемая игра слов – прим.)

    Вопрос: Что такое вибрация? Ответ: Есть хорошие и плохие вибрации. Хорошие вибрации были открыты в 60-ые годы.

    Вопрос: Как уронить сырое яйцо на бетонный пол и не разбить его? Ответ: Да как угодно, потому что бетонный пол очень сложно разбить.

    И наконец, один парень не мог найти верный ответ на экзамене по биологии, так что он нарисовал две фигурки из палочек. Одна из них направляла пистолет на другую. Преступное создание заявляло: «Дайте человеку хороший балл, или эта фигурка получит свое!» Другой персонаж,

    жертва, умолял: «Пожалуйста, сделайте как он требует!» Учитель большими красными буквами начертал: «Я не веду переговоров с террористами!»

    Что происходит, когда вы паникуете на экзамене? То же самое, что и при встрече с саблезубой кошкой.

    Предположим, на экзамене вам встретился вопрос, на который вы не знаете ответа, и сработала реакция «бейся или беги». В ответ вы задействуете великолепную систему ГГН. Взаимодействие можно описать в три ступени.

    Ступень первая: гипоталамус. Первым на ситуацию реагирует гипоталамус, и это здорово. Он отвечает не только за начало ответных реакций, но и помогает их регулировать, когда они уже начались.

    Ступень вторая: гипофиз. Гипоталамус поднимает по тревоге своего соседа гипофиза, тот самый мешочек, наполненный теми самыми одаренными гормонами. Некоторые из этих гормонов направляются в кровоток. Их задача – найти железы надпочечников и стимулировать их к действию.

    Ступень три: железы надпочечников. Гормональные посланники гипофиза находят свою цель в надпочечниках. Одним из важных сообщений является: «Пожалуйста, выделите кортизол!» Это очень важно, так как кортизол вовлечен во многие регуляторные аспекты реакции на стресс. Он также принимает участие в придании телу энергии чтобы надрать кому-то задницу - ну или поднять пыль при бегстве. Он делает это посредством повышения уровня глюкозы в крови, которая становится доступной для любой ткани, которой нужна дополнительная энергия.

    Но это не единственные инструкции, которые получают надпочечники. Они также выделяют химикаты так называемого класса «катехоламинов», одним из которых является эпинефрин. (Помните, что если вы британец – это будет не эпинефрин, а адреналин). Эти химические вещества воздействуют на нервную систему организма. Они повышают частоту сердцебиения, повышают давление и учащают дыхание, и вызывают у вас желание прямо сейчас бежать в туалет, потому что вы напуганы до умопомрачения и готовы рисовать фигурки из палочек!

    Ладно, мы вкусили немного физиологии. Теперь мы знаем достаточно о том, как все это работает, чтобы перейти ко второй части нашей лекции. Мы живем в рамках культуры, в которой нет саблезубых кошек и иссушенных земель саванны. Наша культура полна требовательных начальников и ее экономика регулярно входит в рецессию.

    Что же произойдет, если взять систему, которая разработана для выживания на просторах эпохи Плейстоцена и забросить ее прямо в 21 столетие? Ответ будет смешанным. Иногда она будет функционировать хорошо, иногда – совершенно отвратительно. Пришло время перейти к секции «совершенно отвратительно» в нашей второй части.

    Часть 2: Когда стресс нам враг.

    Что же происходит, когда стресс не является нашим другом? Для понимания этого нам нужно вернуться к центральной теме нашей дискуссии – эволюционной значимости функции мозга. Стоит обратить внимание на три характеристики реакции на стресс, и сейчас мы опишем каждую из них.

    Характеристика номер один: стресс может вредить организму. С эволюционной перспективы, вы выделяете невероятное количество ресурсов, чтобы избежать того, что вам не нравится. Но тут есть ограничения. Многие ученые уверены, что стресс можно переносить лишь в виде коротких вспышек. Мы никогда не предполагали годами жить с саблезубой кошкой возле нашего порога, но это может произойти, если в 21 веке у вас плохая работа, или вам приходится воевать в течение 30 или даже 100 лет, или вы застряли в ужасном браке, или у вас родился первенец.

    Задумайтесь о следующем пассаже, взятом с уже неработающего сайта TruuConfessions.com из раздела для мамочек. Он идеально описывает явление, которое нам давно известно. А именно – появление первенца.

    «Если мой муж еще хоть раз скажет мне, что ему нужно отдохнуть, так как он «работал весь день», я выкину всю его одежду на лужайку перед домом, воткну нейтральную передачу в его машине и буду смотреть, как она катится, и я продам все его драгоценные спортивные штуки на Ebay за доллар. А потом я его убью! Он на самом деле ничего не понимает! Да, он работал весь день, но он работал с говорящими по-английски, приученными к горшку и полностью самостоятельными взрослыми – и ему не приходилось менять им подгузники, укладывать их спать и смывать их ланч со стены. Ему не приходилось считать до 10, чтобы успокоиться, ему не пришлось смотреть Барни 30,324,243 раза, и ему не приходилось доставать свою титьку шесть раз на дню, чтобы накормить голодного младенца, и я УВЕРЕНА, что на обед у него было не арахисовое масло и корочка хлеба с джемом!»

    Что происходит, когда вы истощаете свой источник ресурсов, как биоэнергетических, так и психологических, когда справляетесь со стрессом в своей жизни? Если по-простому, у вас нарушается регуляция. Знаменитый исследователь Ханс Сельи называет эту стадию реакции на стресс «истощением».

    Когда вы доходите до этой стадии, начинают происходить нехорошие вещи. Влияние на сердечнососудистую систему уже стало легендарным. У вас повышается риск атеросклероза – это состояние, когда внутри ваших сосудов начинает накапливаться мусор, что подвергает вас опасности возникновения целой кучи плохих вещей, от инсультов до инфарктов. У вас также возникают отрицательные изменения в давлении крови, чем дольше будет продолжаться стресс – что в целом приводит к тем же самым результатам.

    Также вы чаще болеете. Это происходит потому, что глюкокортикоиды убивают особенные разновидности иммунных клеток, когда у вас слишком повышается уровень гормона стресса. Одной из любимых мишеней кортизола является иммунная клетка, называемая «лимфоцит». Скорее всего, они больше известны вам как белые кровяные тельца. Эти мощные клетки – лимфоциты – являются критической частью вашей защиты от невидимых плохих парней, вроде вирусов и бактерий. Вот почему вы чаще болеете, когда подвергаетесь воздействию стресса.

    Характеристика номер два: повышенный уровень стресса вредит мыслительному процессу. Стресс не только вредит организму, он также вредит и мозгу, и его способности работать. Это не происходит моментально. Легкий стресс на самом деле улучает производительность мыслительных процессов, если не продолжается слишком долго, и он не слишком сильный. Но чем больше продолжается стресс и чем сильнее он становится, тем больше это вредит когнитивным процессам. Сильный стресс может подавлять подвижный интеллект, способность решать проблемы, распознавание паттернов и память – как краткосрочную, так и долгосрочную.

    Его влияние на память может быть настолько сильным, что этому состоянию даже придумали название: психогенная амнезия. Это потеря памяти, не связанная с каким-то известным заболеванием. Существует масса известных примеров психогенной амнезии. Один из случаев описывает женщину средних лет, которая потерялась в лондонской подземке. Она ничего не знала о собственной личности. Она не имела никакого представления, что она делает в подземке. У нее с собой было несколько вещей – пакет с одеждой и письмо, которое было адресовано не ей.

    Ее доставили в психиатрическое отделение местной больницы. Она проявляла признаки депрессии и сильную ретроградную амнезию, но в остальном не было никаких нарушений. Она просто не имела представления, кто она и что она делает в Лондоне. Медики передали ее фотографию на телевидение, и никто ее не опознал.

    На то, чтобы выяснить, кто эта женщина, ушел почти год. Случайно постер пропавших без вести с ее изображением был отправлен в Англию родственниками из Соединенных Штатов. Кто-то в Великобритании опознал на картинке потеряшку из лондонского метро. Как оказалась, эта потеряшка страдала от депрессии, и переживала очень неприятный развод. Она села на самолет в Великобританию и быстренько забыла о своей личности. Психогенная амнезия является редким состоянием, экстремальным примером того, что стресс может сделать с когнитивной функцией некоторых людей.
     

  4. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Завершающая часть.

    Характеристика номер три: контроль играет большую роль в отношении того, сможет ли стресс навредить организму или мышлению. Ощущение контроля над стрессовой ситуацией может очень сильно повлиять на то, будете ли вы страдать от только что описанных нами отрицательных последствий. Контроль в данном случае можно описать как осознанную способность влиять на окружающую обстановку в предсказуемой манере. Вот классический эксперимент, который был проведен за два года до того, как я окончил школу, и который демонстрирует принципы контроля довольно драматично.

    Участники эксперимента были разделены на две группы. Товарищи из группы А в своей комнате подвергались отвратительным, периодически повторяющимся вспышкам громкого шума. Затем их попросили пройти серию умственных тестов. С остаточным шумом в голове эти люди показали не очень хорошие результаты тестов – что неудивительно.

    Товарищи из группы Б прошли точно такое же испытание – с одним существенным отличием. В той комнате, где они подвергались воздействию шума, была кнопка. Участникам из группы Б сказали, что они могут прекратить этот неприятный шум, если просто нажмут тревожную кнопку. Это дало им ощутимый уровень контроля в отношении неприятных раздражителей. Затем им предложили пройти ту же серию тестов.

    Какой был результат у этой группы по сравнению с группой А? Их результаты были существенно лучше, по сравнению с группой А. Простое ощущение контроля изменило когнитивный результат. Вот что странно: мало кто вообще нажимал на кнопку во время эксперимента. Единственное, что у них было – это контроль, но, похоже, этого было достаточно!

    Теперь мы знаем, что контроль играет большую роль в восприятии стресса. Если вы чувствуете, что негативный стимул у вас под контролем, вы можете даже не понять, что он вызывает стресс. Отсюда проистекает практический совет, если вам интересно, как снизить стресс.

    Номер один: составьте список всего, что на данный момент вас беспокоит. Номер два: сбоку от этого списка оцените уровень контроля, который вы ощущаете по отношению к каждому пункту из этого списка. Номер три: как можно внимательнее изучите те пункты, где вы ощущаете меньше всего контроля.

    По отношению к этим пунктам ваша задача предельно ясна. Она состоит не в том, чтобы попытаться ослабить воздействие стрессовой ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы найти способ приложить определенный уровень контроля в данной ситуации, и затем позволить стрессу самому себя изжить.

    Создание подобных списков легко демонстрирует, что не все факторы стресса одинаковы. И как мы уже заметили, люди реагируют на стресс совершенно индивидуально. Всегда ли стресс переживается настолько индивидуально? Ответом скорее всего будет – нет. Мы потратили достаточно много времени, обсуждая субъективную природу стресса, и теперь я хочу сказать пару слов о другой стороне – о схожих переживаниях стресса.

    Для группы психиатров в далеких шестидесятых было очевидно, что определенные стрессоры всегда делают людей больными. Это предполагает некоторые сходства стрессовых реакции. Им

    хотелось узнать, что это были за схожие переживания. Они также решили измерить свои результаты.

    Чтобы узнать ответы на эти вопросы, исследователи провели опрос в большой группе людей. Они попросили их оценить вызывающие стресс судьбоносные события, которые обычно возникают в жизни, сквозь призму единственного вопроса. Какие из них скорее всего вызовут у них недомогание? Какие судьбоносные события с наименьшей вероятностью вызовут у них недомогание? Какие из них были просто катастрофой? Какие были не так ужасны?

    По результатам опроса ученые создали так называемый SRRS, шкалу оценки социальной повторной адаптации, с единицей измерения в пунктах изменения жизни. Шкала все еще используется и сегодня.

    Самым худшим переломным моментом в жизни была смерть супруга. Этому событию было назначено 100 пунктов изменения жизни. Номер два – развод. Он получил 73 пункта изменения жизни. Номер три – раздельное проживание, со значением 65 пунктов. Просто удивительно, как много самых худших переломных моментов в жизни связаны с браком! Также там были тюремное заключение, смерть близкого друга семьи, потеря работы, беременность. На самом дне было три таких стрессора, которые меньше всего могли вызвать стресс у людей: это отпуск с 13 пунктами; Рождество – 12 пунктов; и меньше всего вызывало стресс незначительное нарушение закона – 11 пунктов.

    На протяжение многих лет пункты списка пересматривались и менялись, и оценивались применительно к разным возрастам и культурам. Для подростков в Индии самым большим стрессором оказалась не смерть супруга, а повышение нагрузки в школе, за которым следовала смерть члена семьи. Для американских студентов последнего курса колледжа таковым оказался страх изнасилования, за которым следовала положительная реакция на СПИД. Для американских детей это была смерть одного из родителей.

    Вот такие сходства, и здесь вновь и вновь проявляются вопросы отношений, если взять лишь один из примеров. Очень интересно просмотреть список и увидеть, какую роль контроль играет в том, как люди оценивают свои стрессоры. Если мы на самом деле обладаем системой, созданной для решения проблем в Плиоцене, что же нам делать, когда она дает сбой в 21 столетии? Какие техники снижения стресса на самом деле работают, если учитывать всю эту вычурность симптомов?

    Существует много практик снижения стресса среди подавляющего большинства людей, начиная с упражнений по глубокому дыханию и заканчивая прогрессивным мышечным расслаблением. Я собираюсь сосредоточиться на одной очень мощной практике, которая носит название «тренировка самоосознанности». Единственная причина, по которой я хочу об этом рассказать в том, что сторонники разнообразных компонентов данной практики позволили ей пройти тщательную научную проверку. Такое не часто происходит среди большинства поведенческих предположений трудноуправляемого мира Планеты Самопомощи. Эти самые сторонники обнаружили кое-что очень неожиданное. Смотрите сами.

    Самоосознанность действительно работает! Представьте себе! Кое-кто ее протестировал и затем опубликовал результаты в исследовательских журналах. Тренировка самоосознанности лучше всего избавляет от стресса в комбинации с когнитивно-поведенческой терапией - чем терапия сама по себе. Более конкретно – она оказалась очень эффективна против депрессии. На самом деле, в комбинации с КПТ на 60% лучше, по результатам одного из исследований. Также было доказано, что она увеличивает размер рабочей памяти. Вот почему я хочу о ней рассказать, прежде чем завершить нашу лекцию о стрессе.

    Что же такое самоосознанность? Это – контролируемая медитация. Изначально она была разработана, чтобы помочь людям управлять хронической болью. Должен предупредить, что настоящую тренировку самоосознанности невозможно успешно описать в данном пятиминутном сегменте. Это не столько серия каких-то техник – хоть они и присутствуют – это больше другая перспектива. Далее следует просто краткое описание с предложением копать глубже, если что-то вызовет в вас резонанс.

    Тренировка самоосознанности опирается на два столпа, которые состоят из установки и упражнения. Номер один: вам нужно научиться наслаждаться моментом. Номер два: чтобы наслаждаться моментом, вам нужно глубоко осознать, что вас окружает, не оценивая это самое окружение. Давайте обсудим каждый из пунктов.

    Первый компонент является установочным. Многие из нас живут в том, что практики называют «режиме делания». Вы смотрите, где вы есть, определяете, где хотите оказаться, затем выполняете серию действий, чтобы покрыть этот промежуток. Эти серии действий могут быть наполнены встречами, емэйлами, собраниями, учебой и подхалимством на пути к вершине. На самом деле, это просто серия глаголов.

    Тренировка самоосознанности требует от вас время от времени рассматривать создание другого режима, в который вы будете периодически переключаться. А может – останетесь в нем навсегда. Практики называют его «Режим бытия». У этого режима нет вектора, он не состоит из емэйлов, встреч и подхалимства. Вместо этого он наполнен тонким осознанием вашего нынешнего состояния, а не целями в будущем. Но это не просто концентрация. В рамках установки субъекту предлагается принять все таким, какое оно есть и сделать это с как можно меньшей оценкой. Это не значит, что цели не важны. Это просто означает, что цели не являются чем-то единственным, на чем вы должны фокусироваться.

    Техники того, как перейти и поддерживать Режим бытия породили целую кустарную индустрию. В них включаются упражнения, которые похожи на стандартные практики медитации, начиная с концентрации на дыхании и заканчивая возвращением блуждающих мыслей в более спокойный центр – все это безо всякой оценки. Этот второй компонент – отсутствие оценки – крайне важен.

    Если вы хотите больше узнать о тренировке самоосознанности, у меня для вас хорошие новости. The Great Courses выпустила целую серию лекций по этой теме под названием «Практика самоосознанности и введение в медитацию».

    Это не какое-то шарлатанство, это – наука. Как и знание о том, как стрессоры работают внутри мозга. В следующей лекции мы исследуем еще одну деятельность, которая известна своим снижающим стресс действием. Он также возникла из исследовательской литературы, и может оказаться одним из самых важных видов деятельности для вашего мозга, особенно при достижении преклонного возраста.

    Как ни странно, это включает в себя такие вещи, как воссоединение семей, и даже возможно такие случаи, как борьба с полярным медведем, если близкий вам человек находится в опасности
     

  5. Нафанька

    Нафанька Пользователь

    Регистрация:
    12 май 2016
    Сообщения:
    972
    много букаффф.. почитаю вечером. сейчас как раз интересуюсь темой мозга)
     

  6. Voronin

    Voronin Пользователь

    Регистрация:
    9 апр 2020
    Сообщения:
    6
    Спасибо большое за такую очень интересную и самое главное полезную информацию.
     

    Консультация врачей, запись на приём:

Поделиться этой страницей

Letyshops [lifetime]