Креативность и подвижный интеллект. Развитие креативности.

Тема в разделе "Развитие интеллекта", создана пользователем Мегамозг, 14 апр 2016.

  1. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Креативность и подвижный интеллект

    У креативных натур подвижный интеллект для мозга - это все равно, что отличное красное вино за обедом: расслабляющее, вкусное, опьяняющее.
    Это второй из двух ингредиентов, которые, по мнению Рэя Кеттелла и Джона Хорна составляют человеческий интеллект в целом.
    Чтобы представить вас миру подвижного интеллекта, я сначала хотел бы представить вам ученую Анке Домаске.
    Через минуту я задам ей вопрос, но сначала мне нужно узнать, не хотите ли вы угадать, о чем идет речь. Если бы я сказал слова "кислое молоко", а затем попросил бы перечислить первые слова, которые приходят в голову, что бы вы сказали?
    Я полагаю, что первым ответом вряд ли были бы слова "дизайнерская ткань".
    Если бы кто-то в вашем присутствии произнес слова "дизайнерская ткань", вы бы, скорее всего, подумали бы, что они либо сумасшедшие, либо - после прослушивания этой лекции - что они, наверное, всегда получают высокие результаты на когнитивных творческих тестах.
    Но для Анке Домаске ответ "дизайнерская ткань" не прозвучал бы странно.
    Если бы я сказал ей слова "кислое молоко", а затем спросил, что ей приходит в голову, ее самый первый ответ, возможно, было бы как раз - "дизайнерская ткань".
    Почему? Потому что она нашла способ превращать кислое молоко, которое нормальные люди выбрасывают, в дизайнерскую ткань.
    И делать это с полным соблюдением всех требований к защите окружающей среды.
    Это предприятие стало делом всей ее жизни.
    Назвали ли бы вы ее креативной? Я бы, безусловно, назвал.
    То, каким образом она пришла к подобной инновационной идее, отлично иллюстрирует предмет этой лекции - подвижный интеллект.
    Чтобы рассказать об этом, я собираюсь разделить эту лекцию на три части. Сначала мы поговорим о подвижном интеллекте в целом. Далее я хочу обсудить креативность - предмет, который эволюционно
    действительно отделяет нас от всех остальных наших наземных коллег в свете этого определения.

    И, наконец, в третьей части я объясню концепцию рабочей памяти - важного ингредиента в нашем современном понимании подвижного интеллекта.

    Практическое применение будет включать в себя упражнение, которое может действительно
    повысить вашу креативность.
     

  2. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Подвижный интеллект - общие положения

    Вот как подвижный интеллект определяется в одном из учебников:
    "Способность иметь дело с новыми ситуациями, связанными с решением проблем, решения которых не предоставляет личный опыт".
    Это весьма широкое определение. Возможно, оно станет понятнее, если мы опишем, что в него не включается.
    Кристаллизованный интеллект основан на вспоминании прошлого опыта. Вот почему мы с вами говорили о долговременной памяти.
    Долговременная память - это компетенция ранее полученного знания.
    Подвижный интеллект не полагается на опыт.
    Он полагается, к примеру, на индуктивные рассуждения и абстрактные рассуждения, и соответствие шаблонов. Он глубоко задействует вашу способность создавать уникальное решение в ответ на раздражитель. Это не есть царство зависимости от опыта. И поэтому определение будет включать в себя навыки решения проблем.
    С эволюционной точки зрения мы полагаем, что эти таланты берут свое начало непосредственно из геологической и метеорологической нестабильности нашего восточноафриканского места рождения. Если бы мы не могли решать возникающие проблемы на месте, если бы мы не обладали сильным подвижным интеллектом - способностью то учитывая нашу биологическую слабость - мы бы погибли.
    Многие задачи для ума на самом деле задействуют подвижный интеллект.
    Если у вас хорошо получается их решать, вероятно, у вас высокий показатель подвижного интеллекта.
    Позвольте мне привести вам пример. Четыре стены дома выходят на юг. Как это возможно?

    Нашли ответ? Если вам это удалось и если бы за этим наблюдали Кеттелл и Хорн,

    они, возможно, сказали бы, что вы задействовали свои способности подвижного интеллекта.

    Для тех, у кого эти навыки пока только просыпаются, правильный ответ: дом находится на Северном полюсе. Индуктивные рассуждения, решение проблем, соответствие шаблонов.

    Все эти навыки выглядят так, как будто они требуют самых креативных аспектов нашей психологической сущности. Что же конкретно означает в этих условиях креативность?

    Каким образом она соотносится с подвижным интеллектом? Именно к ответам на эти вопросы мы сейчас и обратимся. Я действительно верю в то, что между подвижным интеллектом и креативностью есть связь. На самом деле они могут пересекаться в одной из систем памяти и даже могут быть двумя сторонами одной монеты. Чтобы это объяснить, придется немного потрудиться. Чтобы понять отношения между подвижным интеллектом и креативностью, мы снова начнем с определения терминологии, а затем - и характеристик поведения.
     

  3. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Креативность

    Насколько мне известно, креативность никогда не снимали на пленку. Конечно, это вовсе не делает ее невидимой. Любой, у кого есть пульс, может определить разницу между предложениями "она пила кофе" и "она взбодрила мозг с помощью обжигающе горячего "американо".

    А есть ли что-то в научной литературе, что помогло бы нам охарактеризовать эту разницу?

    Вполне вероятно!

    Креативность может включать в себя баланс между двумя познавательными способностями
    на противоположных сторонах мостика. С одной стороны мы имеем то, что называется когнитивным растормаживанием.
    На другой стороне у нас есть то, что называется латентным торможением.
    Мы дадим определения им обоим, начав с когнитивного растормаживания.
    Заслуженный психолог Гарварда Шелли Карсон определяет когнитивное растормаживание
    как неспособность игнорировать информацию, которая не имеет отношения к определенной заранее установленной цели, мыслительному процессу или деятельности.
    Если говорить проще, вы предпочитаете не убирать посторонние факты из своего сознательного восприятия, даже если эти факты не имеют отношения к той цели, которую вы пытаетесь достичь. Вот почему это называется растормаживанием.

    Один из способов проиллюстрировать когнитивное растормаживание - это найти новые способы применения чему-либо. Для этого были разработаны специальные лабораторные инструменты - они носят название "тесты на дивергентное мышление".

    Один из известных примеров - найти новые применения кирпичу. Вы можете это сделать?

    Можете ли вы найти новые способы применения для кирпича?

    Если вы не слишком креативны, вы можете ответить так: "Конечно, могу.

    Он может служить в качестве пресс-папье. Или стоппера для дверей".

    Ни один из этих ответов не будет лежать слишком далеко от обычного списка должностных
    обязанностей кирпича: тяжелый вес и выполнение поддерживающих функций.

    Если вы дали подобные ответы в условиях тестирования, ваши результаты были бы довольно низкими.

    Если же вы исключительно креативный человек, вы не будете связаны обычными способами
    применения кирпича. Вы, если можно так назвать - когнитивно расторможены.

    Вот знаменитый ответ, который может служить отличным примером того, ответа того, кто получает высокие оценки в тестах на дивергентное мышление:

    Я бы взял наждачку и стакан воды. Я бы поскреб кирпич наждачкой и смешал полученную пыль с водой. Затем эту смесь я бы использовал, чтобы что-нибудь нарисовать."
    Краска - это настолько далеко от типичного строительного применения кирпичей, насколько я вообще способен вообразить. Это очень расторможенный ответ.
    Все ли расторможенные ответы являются признаками креативности?

    К сожалению, ответом будет "нет".

    Для некоторых людей когнитивное растормаживание является оружием массового отвлечения.

    Оно проявляется в разрушении того, что мы называем "когнитивной фильтрацией",

    с которой связано множество сложных неврологических процессов.

    Люди, у которых имеются проявления несдержанной или несдерживаемой когнитивной расторможенности, часто имеют психические нарушения.
    Вот реальное предложение, которое произнес человек, страдающий шизофренией.

    Эта цитата - часть его истории болезни, и я использую ее для примера.

    "Я прибыл из иностранного университета…

    и вам придется дать одобрять [да - именно "дать одобрять!"] все действия по корректировке прохождения кода для детей... и здесь нет никакого душевного расстройства или путенации...
    это лишь аморейский закон... что то вроде их приватинилии."

    Если вы не полностью поняли этот параграф, значит, вы расслышали его правильно.

    Эту смесь мыслей мы называем "словесным салатом" - вербальная кучка ингредиентов, которая характерна для многих умственных расстройств, в том числе шизофрении.

    Из цитаты этого пациента сложно извлечь какую-то информацию - разве что мнение о его интеллекте.

    Этот человек выглядит совершенно раскованным, расторможенным - и невразумительным.

    В четырех местах он использует слова, которых вообще не существует в английском языке.

    Это отягощенное растормаживание. К сожалению, оно делает человека совершенно нефункциональным.

    Если бы он креативно функционировал в условиях реального мира,

    ему потребовалась бы определенная система фильтрации. Исследователи полагают, что ему не хватает того, что называется "латентное торможение".

    Если говорить просто, латентное торможение - это способность блокировать различные варианты, когда вы преследуете определенную цель. Это как в общении с кем-то.

    Это система фильтрации, которой мы пользуемся все время.

    Ее даже можно измерить в лаборатории. Позвольте привести пример.

    Предположим, я произношу слово "фонтан", а затем прошу вас выкрикнуть первое, что приходит вам на ум. У вас на языке вертится слово "вода"? Вполне возможно. "Всплеск?"
    Может быть. Если вы обучались искусствам, вы можете даже сказать "Марсель Дюшамп".

    Все эти слова сочетаются с ключевым словом "фонтан".

    А пришло ли вам на ум "свадебное платье принцессы Дианы"?

    А алебарда? Приходят ли вам на ум слова "мясной рулет" или "рулетка", когда я говорю "фонтан"? Скорее всего, нет.

    Если у вас типично функционирующая внутренняя система фильтрации, свадебные платья, боевые топоры и рулетки будут несоответствующими, а возможно, и неуместными вариантами. И даже если "алебарда" все же прокрадется в ваше сознание после слова "фонтан", вам может быть неудобно его произносить.
    "Алебарда" проигрывает битву "воде", "всплеску" или "Дюшампу".

    Это пример латентного торможения. Мы говорим, что вы тормозите все связанное с военной

    тематикой, а также пищей или модой, когда вас просят найти ответ на слово "фонтан".

    Одновременно вы растормаживаете "водные" варианты,

    даже снабжаете их вербальными шасси, с помощью которых они доставляются в ваш речевой центр, который затем позволяет вам сказать их мне. Это вопрос приоритета. В сумасшедшем мире внутренней фильтрации алебарда терпит поражение от воды.

    Как я и сказал, латентное торможение можно действительно измерить в лаборатории.

    Если у вас высокие показатели латентного торможения, вы способны заблокировать многие опции, которые вам предлагаются, преследуя свою цель.

    Если у вас низкие результаты, вы склонны выдавать все больше и больше необычных,
    потенциально не относящихся к делу и безусловно раскованных идей.

    Вполне возможно, что эта информация позволяет выявить внутренние схемы узости мышления. А также опьяняющую свободу выбора.

    В сообществе специалистов по умственным расстройствам эти системы фильтрации вызвали большой интерес.

    И действительно, некоторые специалисты утверждают, что присутствие креативности и присутствие психических расстройств идут рука об руку. Другие просто говорят, что это вопрос перспективы. Как сказал однажды Джордж Карлин,

    "те, кто не слышат музыку, считают сумасшедшими тех, кто танцует".

    Один из примеров того напряжения, которое возникает между когнитивным растормаживанием и латентным торможением - это юмор мистера Карлина. Он умеет распознавать культурные модели, выбирая хаотичные идеи совершенно необычным способом - это роль когнитивного растормаживания - а затем выбирать нечто настолько очевидное, что сопоставления оказываются уморительно наполненными смыслом - это роль фильтрации.
    Замечательный пример - его любовь к оксюморонам.

    Он может сказать нечто вроде "новая традиция" - а затем скорчить свое лицо в свое фирменное озадаченное выражение.

    "Аутентичная репродукция" - еще один пример, как и "неприглашенный гость", "взаимные отличия", "живая запись" и мое любимое - "гражданская война".
    Разум далеко за рамками выдает варианты, фильтрованный же разум производит комедию.

    Неважно, говорите ли вы о степени умственного расстройства или инновационных инсайтах легендарного комедианта, сущность заключается в том, что когнитивное растормаживание и латентное торможение идут рука об руку.
    У нормально функционирующего человеческого существа они постоянно в напряжении.

    И без них обоих креативности вы не получите.

    Я уже сказал пару важных вещей, которые стоит повторить (смешивание дизайнерских тканей

    с испорченным молоком - это, пожалуй, главная из них).

    Первое: я сказал, что когнитивное торможение - это способность удерживать

    в голове одновременно огромное количество несопоставимых вещей.

    Чем больше ваша способность и желание поддерживать подобные опции - тем больше у вас креативности и потенциала в решении различных задач.

    Во-вторых, я сказал, что для поддержания креативности в понятных рамках необходима
    система фильтрации, которая будет отбирать одни опции и тормозить другие. Это латентное торможение.
     

  4. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234

  5. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Теперь поговорим о развитии креативности о том как можно прокачать этот навык.

    Есть ли какие-то упражнения, которые позволили бы улучшить подвижный интеллект,

    или навыки когнитивного растормаживания - то есть просто сделали бы вас более креативными?

    И здесь есть хорошая, и плохая новость.

    Плохая новость заключается в том, что не было проведено никаких случайных слепых плацебо контролируемых экспериментов, которые доказали бы, что определенные упражнения могут улучшить "ингредиенты креативности", такие, как природные навыки когнитивного растормаживания.

    Хорошая же новость заключается в том, что у нас есть определенные идеи насчет того, как попробовать это сделать.

    Есть несколько упражнений, которые по меньшей мере стоит попробовать в качестве теста.

    Возможно, когда-нибудь мы сможем узнать, действительно ли они эффективны.

    Вот трехшаговое упражнение, которое базируется на предложении нейробиолога Сета Горовитца

    в его книге "Универсальный разум"

    Оттуда и моя вольная цитата. Сет попросит вас вымыть руки и обратить внимание на звуки, которые при этом возникают. Это займет у вас примерно пять минут:


    Шаг 1. Вы моете руки. Первый шаг предполагает: вы представляете себе, что собираетесь вымыть руки. Сет предлагает подумать о том, какие звуки при этом возникнут.

    Возможно, вы представите себе шум воды, которая вытекает из крана, а затем стекает в канализацию. Может быть, всплески. Сделано.


    Но вряд ли будет только один звук, и идея, которую предлагает Сет, заключается в том, постараться несколько расширить свое видение. Он предлагает обратить внимание на звуки, которые появятся в результате ваших шагов по полу. Это дерево? Коврик? Плитка?

    А что у вас на ногах? Сандалии? Теннисные туфли? Лодочки?

    От этого будет зависеть звук при взаимодействии с деревом/ковром/плиткой.

    Когда вы тянетесь до крана, напоминает нам Сет, одежда, которая на вас надета, будет слегка тереться о вашу кожу - это тоже звук. Вы его слышали?

    Когда вы повернете кран, он тоже издаст какой-то звук. Это скрипящий звук "металл по металлу"?

    А как насчет звука воды, которая выходит из крана, прежде чем достигнет раковины? Разве это не звук?

    А теперь вода вытекает из крана, расплескивается по раковине, воронкой уходит в канализацию эти звуки вы можете представить себе в первую очередь. Но это никогда не было вариантом. Есть и множество других, которые стоит рассмотреть, прежде чем вы их услышите.

    А теперь встаньте и сделайте это на самом деле. Сходите помойте руки. Уделите внимание звукам, которые вы до этого воображали, по мере того, как физически выполняете это упражнение, а затем переходите к шагу № 2.


    Шаг 2 - мысленное воспроизведение. Теперь вернитесь на свой стул.

    Снова выполните воображаемое упражнение Сета, но на этот раз думайте не только о льющейся воде. Расширьте выбор возможностей, которые можно рассмотреть, выходя за рамки тех, которые уже были упомянуты, воображая как можно больше звуков. Затем, когда вы закончите, снова отправляйтесь в ванную, вновь обращая самое пристальное внимание на звуки, которые вы только что воображали. Когда вы выполняете это упражнение мысленно,оно попадает прямо в ваш психологический внутренний мир,пристанище ваших природных талантов когнитивного растормаживания.

    Шаг 3 - по необходимости повторите, а также используйте другие органы чувств.

    Практикуйте это расширение осознанности постоянно.

    Это можно делать с цветами во время прогулки. Вы можете делать это со вкусами или запахами, сидя в ресторане, тактильными ощущениями во время массажа. Следуйте той же схеме. Сначала вообразите ощущения, а затем испытайте их наяву. Сделав это своей привычкой, вы увеличите доступное вам количество опций.

    Увеличивает ли это когнитивное растормаживание? А кто его знает!

    Это упражнение базируется на такой идее: есть одна очевидная характеристика у людей, получают высокие результаты на тестах по когнитивному растормаживанию - это осознание того, что для решения проблем существуют и другие возможности. Так как ключом тут будет осознанность, то первым шагом к повышению когнитивной расторможенности может стать улучшение сенсорной внимательности.

    Уделив немного внимания и кристаллизованному, и подвижному интеллекту, мы заканчиваем наше обсуждение того, что делает нас умными.

    Это, конечно, не единственные модели, пытающиеся описать человеческий интеллект,как мы говорили ранее. Возможно, они даже не являются лучшими. Кеттелл и Хорн впервые предложили свои идеи много десятков лет назад, может быть даже слишком давно, и с тех пор уже было предложено много других моделей.
     

    ЗДЕсь может быть Ваша реклама

Поделиться этой страницей