Рабочая память - феномен человеческого мозга

Тема в разделе "Развитие интеллекта", создана пользователем Мегамозг, 18 апр 2016.

  1. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Эта тема продолжает разговор о креативности и подвижном интеллекте, но центральным звеном её является такой феномен человеческого мозга как рабочая память.

    Рабочая память

    Рабочая память - это временное хранилище, в то время как долгосрочная память является постоянной.

    Несмотря на то, что находятся они в одном мозге, это отдельные системы. Откуда мы это знаем?

    Начало нашим знаниям об этом разделении было положено одним важным событием, которое явилось следствием, возможно, самого известного в науке о мозге хирургического случая.

    Вы не можете говорить о рабочей памяти в любой значимой форме без упоминания этой операции.

    Эта история произошла с Генри Молейсоном - в течение его жизни о нем упоминали как Г. М.

    Именно к нему и его знаменитой операции я обращусь, чтобы более детально рассказать вам о рабочей памяти и ее взаимоотношениях с подвижным интеллектом.

    У Генри Молейсона была эпилепсия. В 1953 году она стала настолько тяжелой, что доктора предложили удалить часть его мозга.

    Это не столь необычно. Тогда, как и сейчас, резекция мозга - это формальный термин, означающий удаление части мозга - спасала жизни огромного количества пациентов с эпилепсией.

    Доктора решили убрать некоторые участки, отвечающие за память. Они удалили большую часть гиппокампа и несколько ближайших областей. Когда Генри очнулся, его эпилепсия исчезла.

    К сожалению, вместе с памятью.

    Очень специфической частью памяти. Он больше не мог пересечь границу между краткосрочной и долгосрочной памятью.

    Он мог прочитать страницу в книге, затем прочитать ее еще раз. И еще, и еще, не в состоянии запомнить, что он только что прочел. Он мог встречать кого-то впервые - сотни раз на дню.

    Это происходило потому, что он был неспособен запомнить встречу. В среднем новую информацию он мог удерживать только в течение 30 секунд. После этого она исчезала.

    Одно из самых уникальных трагических последствий этого постоянного дня сурка описала исследователь Сьюзан Коркин в своей книге "Жизнь в текущем моменте". Генри иногда мог справиться о здоровье своего дядюшки, совершенно не помня, что тот скончался уже много лет назад. Каждый раз, когда ему говорили о смерти дяди, он начинал горевать. Горе было для него свежим - и оставалось свежим до конца его жизни.

    Специалисты по изучению мозга постоянно упоминают Г. М., так как его история позволила сделать два важных вывода. Первый: она драматически иллюстрирует разделение систем памяти на долгосрочную и краткосрочную.

    Второе - в результате операции были нарушены какие-то связи между этими системами.

    Гиппокамп - та часть мозга, которая почти отсутствовала у Г.М. - глубоко задействован в превращении краткосрочной памяти в долгосрочную.

    Довольно интересно, что какая-то часть недекларативной памяти у Генри Молейсона осталась и после операции. Его можно было обучить выполнять определенные моторные движения, к примеру, научить постукивать, и он никогда не утрачивал этого умения.

    Он просто не помнил, как он этому научился. Это еще один великолепный пример разделения систем памяти, существующего в мозгу человека. А какое отношение все это имеет к креативности? Или подвижному интеллекту?

    На самом деле самое прямое. Но чтобы понять эти отношения, нам нужно поближе рассмотреть концепцию рабочей памяти. Понятие рабочей памяти тесно связано с именем британского ученого Алана Бадделея, который впервые теоретически предположил ее существование и который больше всего похож на Кларенса Оддбоди в фильме "Эта прекрасная жизнь".

    Это исследователь, который пошел дальше всех и охарактеризовал ее различные аспекты.

    Алан Бэддели рассматривал рабочую память как временное рабочее пространство, как рабочий стол, на котором лежит множество вещей. Чтобы о них поговорить, я лучше возьму для примера мой любимый мультик из серии "Looney Tunes", а не фильм 1946 года покойного Джимми Стюарта, или британского ученого.

    Можете приписать это моей собственной склонности к когнитивному растормаживанию.

    Надеюсь, что это поможет нам получить представление о многогранных идеях Бэддели.

    Серия называется "Что за опера, док?". Она выпущена в 1957 году легендарным режиссером-аниматором Чаком Джонсом. В ней принимает участие Баггз Банни и его друзья, и играет музыка Ричарда Вагнера, причем исполнена она так, что у композитора наверняка случилось бы от этого несварение.

    Это уморительно смешная и удивительно эксцентричная сатира на вагнеровскую оперу и современный балет, в которой свободно цитируются "Валькирия", "Тангейзер" и фарсы 40-х годов.

    Конечно, Чак Джонс не один создавал "Что за опера, док?".

    Он полагался на многих людей, чтобы облечь в плоть свое видение материала, и именно команда, с которой он работал, и стала источником для моей иллюстрации особенностей рабочей памяти.

    Чаку нужно было начать со сценариста - так делают все аниматоры который бы вложил слова в уста персонажей, которые предстояло нарисовать.

    Ему нужны были художники, чтобы оживить этих персонажей, а затем другие художники для прорисовки деталей и фона.

    И наконец, ему нужен был исполнительный руководитель, чтобы координировать их деятельность.

    Так как он был режиссером, эту роль выполнял он сам.

    Добавьте к этому композиторов, музыкантов и редакторов - и у вас получится серия "Что за опера, док?"

    Профессиональные аниматоры считают ее номером один в списке 50 величайших мультфильмов всех времен.

    Верите или нет, но концепция рабочей памяти Алана Бэддели напоминает мне о Чаке Джонсе и его талантливой команде - и сейчас я покажу вам почему.

    Как мы обсуждали, рабочая память - это временное место для хранения информации в вашем мозге. Ее задача - доводить информацию до вашего сознания, затем придержать ее на короткий период времени, обычно для того, чтобы поддержать тот вид деятельности, который вы для себя выбрали. К примеру, рабочей памятью вы пользуетесь когда решаете кому-то позвонить и вводите телефонный номер в рабочую память, пока набираете его.

    Вы также пользуетесь ею, когда читаете, удерживая кусочки ранее прочитанного текста во временном буфере, воспринимая новую информацию.

    Вы пользуетесь ею, когда рисуете или вспоминаете работы, которые нарисовал кто-то еще.

    Вы задействуете ее, когда я прошу вас подумать о слове, ассоциируемом со словом "фонтан" и придумываете слова "вода", "всплеск" и "Дюшамп". Вы извлекаете эту информацию, храня свои варианты выбора в этом рабочем пространстве.

    В рабочей памяти имеется несколько сложных ассоциированных подсистем, полагает Алан Бэддели, и именно здесь вступает в игру аналогия с мультиком "Looney Tunes".
     

  2. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Продолжение лекции о рабочей памяти.

    Рабочая память во многом похожа на студию "Уорнер Бразерс", которой пользовался Чак Джонс, создавая свой "Что за опера, док?". Внутри рабочей памяти есть подсистемы, работающие в основном с вербальной информацией. Для примера вы можете представить себе парня в студии, который написал для мультфильма сценарий.

    Алан Бэддели называет этого вербального парня "фонологическая петля нейронов рабочей памяти."

    Цепи нейронов фонологической петли обрабатывают любую информацию, которая является аудиальной и вербальной. Функционально они разделены на две группы - временный буфер хранения для самой информации, и как необходимый гаджет памяти - компонент извлечения. Внутри рабочей памяти есть и другая подсистема, которая в основном обрабатывает визуальную информацию. Можно представить ее как художников и аниматоров, которые рисуют героев и фон для "Что за опера, док?"

    Этих парней Бэддели называет "нейроны зрительно-пространственных набросков" рабочей памяти.

    Эти нейроны отличаются от нейронов фонологической петли по одному явному критерию - они не обрабатывают информацию, которая поступает в наши уши - они обрабатывают информацию, которая поступает в глаза. Зрительно-пространственные цепи также делятся на два подкомпонента.

    Есть хранилище предметной памяти, где в основном происходит обработка цвета и формы, имеется также пространственное хранилище - отдельная функция для обработки движения и пространственного распределения этих объектов.

    И, наконец, в мозге есть подсистема, которая контролирует работу сценариста и аниматоров.

    Это в нашей метафоре будет режиссер "Что за опера, док?" - Чак Джонс.

    Алан Бэддели называет этого начальника соответственно "центральный исполнитель". Все они - фонологическая петля, зрительно-пространственный набросок и центральный исполнитель - работают вместе, координируя усилия друг друга, чтобы помогать вам читать, видеть предметы и в целом справляться с жизнью.

    Идеи Алана также включают в себя и некоторые другие системы - как я сказал, это сложное понятие.

    Но для того, чтобы мы могли вернуться к нашему понятию подвижного интеллекта, этого достаточно.

    Именно это мы сейчас и сделаем.

    Некоторые исследователи полагают, что рабочая память - эта удивительная анимационная студия в вашей голове - может оказывать непосредственное влияние на способности подвижного интеллекта. И причина этого проста. Она определяет количество временных переменных, которые вы одновременно способны удерживать в своей голове.Чем больше ваша "вместительность", тем больше вы можете удержать.

    Это навык, который вам необходим, если вы собираетесь сравнивать шаблоны, или решать проблемы, или абстрактно размышлять, или использовать любые другие когнитивные механизмы, характеризующие подвижный интеллект.

    Кеттелл и Хорн уверены, что многие навыки, задействованные в работе подвижного интеллекта, нуждаются в весьма крепком рабочем столе для своего нормального функционирования.

    И это же пространство необходимо вам для креативности.

    И здесь мы видим нечто общее. Обе идеи Кеттеля и Хорна требуют работы памяти.

    Они утверждают, что кристаллизованный интеллект включает в себя долговременные системы памяти.

    Подвижному интеллекту необходимы системы кратковременной памяти.

    Наличие и кратковременной, и долговременной памяти - это еще один великолепный способ показать, что память не является единой концепцией.
     

  3. Нафанька

    Нафанька Пользователь

    Регистрация:
    12 май 2016
    Сообщения:
    969
    если ее развивать то она и будет. это как мышцы - качаешь их они есть, не качаешь - спадают. так и с памятью. я английские слова постоянно учу, вот подборок много на все случаи жизни) поэтому надеюсь с памятью чем дальше, тем лучше у меня будет))
     

  4. NAKAL

    NAKAL Пользователь

    Регистрация:
    20 янв 2018
    Сообщения:
    5
    Нужно постоянно учить стихи или Ещё кое что. Верно сказали это как мышци пока их качаешь пока они и есть, а не занимаясь их и не будет!
     

  5. Horrka

    Horrka Пользователь

    Регистрация:
    21 янв 2018
    Сообщения:
    12
    Ну некоторых и без качания мышцы есть.
     

    ЗДЕсь может быть Ваша реклама

  6. Нафанька

    Нафанька Пользователь

    Регистрация:
    12 май 2016
    Сообщения:
    969

Поделиться этой страницей