Нейропластичность.

Тема в разделе "Развитие интеллекта", создана пользователем Мегамозг, 11 апр 2016.

  1. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Нейропластичность - гибкость вашего мозга

    Мы поговорим о нейронах - мозговых клетках, и в особенности о том, как они соединяются друг с другом, чтобы помочь нам пережить очередной день.
    Когда они повреждаются, они теряют свою способность нормально функционировать.
    И все может закончиться тем, что вы начнете произносить предложения со словами вроде "абракадабра".

    Я разделю нашу беседу на три части. Мы начнем с базовой информации

    о нейронах и их соединениях, затем обратимся к молекулам, которые дают нейронам возможность

    общаться друг с другом, а закончим тем, что называется "совместное возбуждение-соединение".

    Практическое применение будет касаться, помимо всего прочего,

    тревожных расстройств.
     

  2. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    1. Основная информация о нейронах и их соединении

    Мозг состоит, конечно же, из клеток. Эти клетки выполняют задачу выживания, формируя между собой прерывистые цепи.
    Некоторые клетки принимают участие в работе цепей, более-менее выполняющих одну-единственную функцию - к примеру, функцию речи.
    Подобные цепи могут быть "жестко встроены" в мозг.
    У многих же мозговых клеток список должностных обязанностей гораздо более гибкий.
    Они жестко запрограммированы не быть жестко запрограммированными -и могут гибко реагировать на информацию из окружающего мира.
    Это включает в себя способность создавать обходные пути, когда мозговые ткани повреждаются.
    Лучший способ описать эти "жёсткие/гибкие" штуки -это рассказать о новаторской постановке 1991 года под названием "Ночное небо".Она - о тревожности, и в ней достоверно описывается реакция человека на неврологические повреждения. Сюжет прост. Представьте себе, что вы попали в аварию, очнулись в больнице и обнаружили, что вы больше не можете общаться.
    Слова, которые вы произносите - сплошная тарабарщина.
    Будете ли вы тревожиться? Испугаетесь до глубины души?
    Именно это происходит с главной героиней "Ночного неба" - молодым профессором астрономии по имени Анна. Анна страдает от афазии. Она может представить себе небо -
    но она больше не в состоянии его описать. "Ночное небо" - это пьеса о ее удивительном
    и болезненном излечении от афазии. На написание ее текста автора вдохновил человек, который в конечном итоге стал режиссером постановки - Джозеф Чайкин.
    Он также страдал от афазии, хотя получил ее в результате инсульта.
    Афазия происходит в результате повреждения отдельных нейронных цепей, которые участвуют
    в создании речи. При одном типе афазии вы можете говорить, но не понимаете ничего из того, что говорят вам - в том числе и свои собственные слова.
    Речь, которую вы в состоянии произнести, будет бессвязной, отрывочной и невразумительной.
    Она будет звучать примерно как "абракадабра". У Анны именно такой тип.
    Но тем не менее, ключевой момент "Ночного неба" - это не болезнь Анны.
    Это ее выздоровление от болезни. Речевые цепи мозговых клеток не могут восстановиться волшебным образом. Анне приходится создать своеобразные обходные пути, чтобы она могла общаться. Сегодня мы знаем, что когда происходят подобные выздоровления, вы используете
    именно эти не жестко запрограммированные мозговые клетки.
    Они создают живые обходные пути, формируя новые нейронные цепи.
    В конечном итоге речь восстанавливается. Так и произошло с Анной.
    Так произошло и с настоящим режиссером.
    Я упомянул эту пьесу по одной причине. Я практически готов представить вам необычный мир неврологических цепей, а затем и клетки, и молекулы, из которых состоят эти цепи. Мы рассмотрим эти цепи в свете как жёстких, так и гибких процессов.
    Повреждения и восстановления, о которых говорится в "Ночном небе" - то отличный пример и тех, и других. Не забывая об Анне, давайте продвинемся немного глубже.
    Когда я говорю о мозговых соединениях и цепях, о них на самом деле стоит говорить во множественном числе. Причина в том, что способность к образованию цепей мозгом делится на три категории. Первая носит название "независимые от опыта цепи".
    Это нейронные цепи, которые формируются еще до рождения. Они отвечают за так называемые функции "управления домашними делами": регулирование сердцебиения, поддержание работы легких. Никто не учит ребенка дышать, потому и цепи эти называют "независимыми от опыта". Вторая категория цепей - это "зависимые от опыта".
    Для их нормального соединения требуется опыт.
    Ваш мозг, возможно, и родился со способностью разговаривать, однако он не родился со способностью говорить по-немецки.
    Если вы хотите говорить по-немецки, вам придется выучить его через внешний опыт.
    Как и большую часть того, чему мы учимся. Это процесс, который зависит от опыта.
    Третья категория - "ожидающие опыта цепи", и во многом они представляют собой
    комбинацию двух предыдущих. В мозгу уже существуют определенные жёсткие соединения,
    ожидающие определенной внешней информации, какого-то опыта.
    Этот опыт и завершает их жёсткое формирование.
    Самый яркий пример "ожидающих опыта" цепей - это зрение.
    При рождении зрительная система развита не полностью.
    Ей необходимо световое воздействие - буквально попадание света в глаза после рождения,
    чтобы цепи полностью сформировались Если все это обобщить, то у нас есть независимые от опыта, зависимые от опыта и ожидающие опыта мозговые схемы. Запомните эти категории.
    Мы воспользуемся ими для решения сложной задачи каждой из цепей - выяснить роль каждой из них в нашем понимании мира. И на помощь себе я собираюсь призвать другого писателя - Дугласа Адамса. Я признаюсь в своей слабости к Дугласу Адамсу. Он - автор книги "Автостопом по Галактике".
    Если вы не читали эту книгу, вам придется выключить эту лекцию и прочитать ее.
    В книге "Автостопом по Галактике", которая начиналась как радиопостановка, есть множество запоминающихся героев. Один из моих любимых - вавилонская рыбка.
    Это маленькое желтенькое существо, которое служит как универсальный переводчик.
    Если вы поместите вавилонскую рыбку в свое ухо, когда разговариваете с кем-то, чей язык вы не понимаете, то вы волшебным образом начинаете его понимать.
    Это как Вавилонская башня наоборот.
    Рыбка работает, поедая энергию мозговых волн, а затем телепатически выделяя из своего тела перевод в ваши мозговые цепи. Я вспомнил о вавилонской рыбке, так как это замечательное описание того, что должны делать эти три категории мозговых схем, чтобы наш мозг был в состоянии правильно интерпретировать мир. Мозг разговаривает только на одном энергетическом языке - электрохимическом, о котором более подробно мы поговорим позже. К сожалению, энергия Земли не говорит на одном языке и не взаимодействует с нашим мозгом
    в универсальной манере. Ее приходится переводить. Тут нужны определенные пояснения.
    Наши глаза собирают свет, который представляет собой электромагнитное излучение.
    Это излучение не является электрохимическим языком мозга.
    Наши уши слышат звук - одну из форм кинетической энергии.
    Это тоже не электрохимический язык мозга.
    Наша кожа может регистрировать температурные различия, наш язык может ощущать молекулы из воздуха, мы можем погрузиться в депрессию или испытывать счастье...
    В нас поступает множество информации, как через внешние, так и через внутренние каналы -но мозг понимает только один язык.
    Как же он переводит искаженную энергию мира в нечто имеющее смысл?

    Он это делает благодаря тому, что становится своей собственной вавилонской рыбкой.
    Этот орган работает с многочисленными сенсорными гаджетами, имеющимися в нашем теле, чтобы перевести любую получаемую информацию в единственный электрохимический язык, который он способен понимать.
    Электромагнитное излучение переводится на этот язык через наши глаза.
    Кинетическая энергия переводится через уши.
    Затем наш мозг использует этот электрохимический язык, чтобы воспринимать окружающий мир.
    Подобный перевод - это экстраординарное достижение.
    Когда мы обсуждаем функцию образования нейронных связей, жёстких или гибких, мы часто говорим о событиях, которые уже были переведены.
    И теперь давайте исследуем этот язык, начав с клеток мозга, которые его генерируют.
    В целом, существует две категории живых клеток мозга, обе из которых принимают участие в создании каждой мысли, которая у вас появляется.
    Самые известные - это нейроны, от греческого слова, которое означает "нерв, жила".
    Может показаться смешным, что известность получили именно нейроны, так как они составляют всего около 10 % общего количества мозговых клеток.
    Я уверен - отсюда происходит миф о том, что мы используем только 10 % нашего мозга.
    Нейроны несут значительную часть всех тяжелых когнитивных процессов в организме.
    Если взглянуть на нейрон в микроскоп, на первый взгляд он не производит впечатления супер-навороченной электро-языковой машины.
    Он выглядит как один из знаменитых "друдлов" Беннета Серфа.
    Друдлы - это такие наброски-головоломки.
    Ответ на тот друдл, на который вы смотрите - "Восход на палочке".
    У нейрона есть круглая центральная часть - это "солнце", или тело клетки, а также лучи, исходящие из этого тела - они носят название "дендриты".
    Палочка называется "аксон". Аксон может быть очень коротким.
    Он также может быть очень длинным. Самая длинная клетка в вашем теле - это моторный нейрон. Его единственный аксон буквально простирается от ступни к основанию вашего позвоночника.
    Остальные 90 % мозга состоят из клеток второй категории - глиальных клеток.

    Их название означает "клей".
    Раньше мы полагали, что глиальные клетки в основном обеспечивают "липкие леса",
    на которые мозг подвешивает нейроны - как и следует из их прилипчивого названия.
    Теперь мы знаем больше. Глиальные клетки также включены в другие важные аспекты мозговой деятельности, в том числе и обработку информации.
    Глиальные клетки могут иметь различные размеры и формы.
    Некоторые из них выглядят как большие пауки, раздавленные чьей-то ногой.
    Их называют "астроциты". Другие глиальные клетки выглядят как небольшие паучки.

    Их называют "микроглиальные клетки". Они задействованы в выполнении иммунной функции

    внутри черепа. Они буквально перемещаются внутри вашего живого мозга, отыскивая и убивая "плохих парней". Да, так точно!
    Я сказал "перемещаются внутри вашего мозга".
    Немного жутковато. И это будет не единственный сюрприз, касающийся мозговых клеток, о котором вы сегодня узнаете. Если все это обобщить, то мы поговорили о нейронных цепях и клетках, из которых состоят эти цепи. А теперь необходимо поговорить о том, как функционируют эти клетки: каким образом они соединяются, как передают информацию от одного нейрона к другому, будто в настоящих цепях.
    Мне также придется объяснить свой комментарий, который я сделал несколько минут назад.
    Как вы, возможно, помните, я сказал, что соединения являются "прерывистыми".
    Цитирую: "Эти клетки выполняют задачу выживания, формируя прерывистые цепи".
     

  3. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Продолжаем взрывную тему нейропластичности, поговорим о нейротрасмиттиерах и синдроме туретта.

    Как молекулы позволяют нейронам общаться между собой

    Я начну эту часть с обсуждения еще одной пьесы, написанной за несколько столетий до "Ночного неба" Анны. Это шекспировский "Генрих V", в котором содержится замечательная метафора для понимания того, каким образом один нейрон передает информацию другому. Мы начнем с Акта 1, сцены 2, во дворце молодого Генриха. Посол Франции только что передал ему бочонок с сокровищами.
    "Какой там дар?" - спрашивает Генрих Герцога Эксетера о том, что находится в бочонке.
    Герцог открывает бочонок. "Для тенниса мячи, мой сеньор", - отвечает Герцог.

    Фактически это оскорбление. Ученые полагают, что Франция таким образом хотела сообщить молодому Генриху: он слишком молод, чтобы тягаться с умудренными опытом европейскими государственными деятелями. Ему стоит проводить время за игрой в теннис, оставив государственные заботы взрослым.
    Правителям Франции пришлось позаботиться о том, как доставить сообщение.
    Они посадили посла на корабль, отправили корабль через Ла-Манш.
    Он добрался до замка короля Генриха, доставив свой дар.
    Эти мячи, если вы забыли, разозлили Генриха.
    Он заставляет посланника передать мячи обратно через пролив во Францию с такими словами:
    "Мы рады, что дофин так мило шутит.

    Ему - за дар, вам - за труды спасибо.

    Когда ракетки подберем к мячам,

    Во Франции мы партию сыграем,

    И будет ставкою отцов корона!"

    Вы, наверно, удивлены, каким образом акт первый, сцена вторая из "Генриха V" могут сообщить нам хоть что-то о том, каким образом общаются между собой два нейрона.
    Посмотрим, получится ли у меня объяснить.
    Представьте себе, что Франция и Англия - это два нейрона.

    Нейроны разделены водным пространством, как и эти две страны.

    Мы назовем этот биологический пролив Ла-Манш "синаптической щелью".

    В ширину она имеет не 20 миль, а около 20 нанометров.

    Это пространство и есть причина того, почему я использовал слово "прерывистые".

    Две клетки формируют часть более длинной цепи, представляющей собой нейронные схемы,

    но они отделены друг от друга. Несмотря на наличие пролива, неврологическая Франция хочет передать сообщение неврологической Англии. Назовем Францию пресинаптическим нейроном.
    Англия, получающая сообщение, а затем драматично на него отвечающая - это пост синаптический нейрон. Чтобы пресинаптический нейрон мог отослать сообщение пост синаптическому нейрону, необходимо пересечь водный синаптический барьер.
    Нейрон делает это точно так же, как это происходит в пьесе - посылает посла через пролив.
    Посол - это биохимическая субстанция, которую мы называем "нейротрансмиттером".
    Пресинаптический нейрон вырабатывает нейротрансмиттер.
    Он отправляется "вплавь" через синаптическую щель.

    Через короткое время этот нейротрансмиттер прибывает на постсинаптический берег.
    В настоящем мире нейронов нейротрансмиттер отыскивает рецептор и связывается с ним.
    Это похоже на то, как посол сходит на землю Англии и отправляется ко дворцу короля.
    Если с рецепторами связывается достаточное количество нейротрансмиттеров,
    Англия - постсинаптический нейрон - может столь же драматично отреагировать с помощью электричества. Нейрон может буквально "воспламениться" - эквивалент гнева Генриха, выраженный в форме электрической активности. Это воспламенение или возбуждение носит название "потенциал действия".
    Нейротрансмиттер-посол, чья работа сделана, высвобождается из постсинаптической клетки, точно так же, как Генрих позволил послу свободно вернуться во Францию.
    Это возвращение мы называем "обратным захватом нейтротрансмиттера".
    Об обратном захвате мы еще поговорим далее в этой лекции.
    А сейчас я хотел бы вернуться к понятию потенциала действия.

    Мы пока оставим Генриха и вместо этого вернемся к душераздирающему неврологическому

    нарушению, которое названо синдромом Туретта.

    Это врожденное нейропсихиатрическое состояние. Примерно 10-14% пациентов,

    страдающих симптомом Туретта, имеют практически неконтролируемое желание сквернословить. Это называется "копролалия". Пациенты стараются, естественно, подавить подобные вспышки, и в течение какого-то времени им даже удается преуспеть. Но не навсегда.
    В конечном итоге нарушается определенный порог, и пациент, не в силах больше удержаться, начинает выпаливать слова вслух. Подобное встречается настолько часто, что оно даже получило название - продромальное побуждение.
    К примеру с синдромом Туретта мы вернемся через несколько минут, чтобы объяснить,
    как все это стыкуется вместе. А сейчас давайте вернемся к нашему обсуждению потенциала действия. Пока запомните эту мысль о продромальном побуждении, пока мы будем обсуждать, каким образом нейроны общаются друг с другом в своем водном электрическом мире.
    Фокус нейрокоммуникации заключается в том, чтобы спокойный постсинаптический нейрон внезапно взорвался - как разгневанный Генрих Пятый. Как я уже упоминал,
    это "извержение нейрона" мы называем потенциалом действия и говорим, что нейрон "возбуждается".
    Потенциал действия - это просто временное изменение электрического потенциала клеточной поверхности. Оно происходит, когда достаточное количество нейротрансмиттеров связывается с достаточным количеством рецепторов на постсинаптических нейронах.
    Это приводит к тому, что нейрон посылает волну электрического заряда.
    Эта волна распространяется по аксону, прибывая на его "конечную станцию".
    Вот как общаются нейроны - хотя это далеко не все, что на самом деле происходит.
    Когда сигнал прибывает на эту "конечную станцию", происходят два важных события.
    Во-первых, как любой уважающий себя нейрон, Англия располагает собственными нейротрансмиттерами, которые хранятся на ее конечной станции, как и Франция. Возбуждение приводит к тому, что собственные нейротрансмиттеры Его Величества отправляются через другую синаптическую щель.
    Они также распространяются в пространстве, связываются с рецепторами на иностранном берегу, стимулируют следующий нейрон в цепи...
    Сигнал передан.
    Во-вторых, после возбуждения нейрон успокаивается перезаряжается, готовясь для передачи следующего сигнала. В это время нейрон не способен снова возбудиться, независимо от того, какие электрические стимулы будут в него поступать.
    Это называется "периодом абсолютной рефракции", и обычно он продолжается столько же времени, сколько длится потенциал действия. Затем нейротрансмиттеры снова возвращаются к нашему неврологическому Генриху.
    Это своеобразный принцип "все или ничего". Нейрон либо возбуждается, либо отдыхает. Это можно сравнить с системой "0" и "1". Бинарный код - цифровая идея, воплощенная в живой ткани.
    Прежде чем оставить эту тему, нам нужно отметить еще пару вещей о реальном мире мозга.
    Я еще должен объяснить вам, причем тут была моя история с синдромом Туретта.
    Реальный мир мозга включает в себя нейроны, которые имеют связи с тысячами своих соседей.
    Мы говорили о Генрихе V, который общался только с одной-единственной страной - Францией.
    А в реальном мире наш нейрон-Плантагенет постоянно принимает информацию от тысяч таких Франций! Вторая вещь - это решение Генриха "возбудиться". Нейрон решает сделать это только после того, как убедился, что эти другие страны - соединения - отвечают ему в определенный промежуток времени. Только если Генрих получит достаточно вводных от нейротрансмиттеров-посредников от своих соседей одновременно, тогда он перейдет определенный порог и возбудится. Если этот порог не пройден, нейрон возбуждаться не будет.
    Вот к чему была моя метафора с синдромом Туретта. Нейрон будет держаться и держаться,
    по мере роста количества импульсов, которые он получает от своих соседей - точно так же, как и пациент будет бороться со своим желанием сквернословить.
    Но если нейрон достигает определенного порога, сопротивление становится, как говорится, бесполезным.

    Нейрон взрывается потенциалом действия, точно так же, как и мужчина в магазине взорвался потоком брани.

    Если все это звучит слишком просто, то только потому, что все это уместилось в одно предложение. На самом деле все не так просто.
    И дело не только в том, что мир мозга с его электрическими вспышками гораздо более сложен -
    нейроны не всегда возбуждаются, когда получают нейротрансмиттеры. Иногда они возбуждаются недостаточно и пытаются закрыться - что тоже является определенным сигналом. Увы, эти вопросы настолько сложны, что они потребовали бы еще одного полного курса.
    А нам сейчас нужно вернуться к нашей центральной теме: понятию того,
    ак быть жёстко запрограммированным на то, чтобы не быть жёстко запрограммированным.
     

  4. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Продолжение темы о нейроплатичности

    Совместное возбуждение-соединение

    Я хочу представить вам легенду в нашей области - канадского нейробиолога Дона Хебба который умер в 1985 году. Дон Хебб прожил замечательную, местами противоречивую и достаточно печальную жизнь. Он три раза овдовел, пережив свою третью жену всего на два года. У него была исключительно продуктивная научная карьера, и он сделал большой вклад во многие отрасли нейронауки.
    Но самую большую известность ему принесла идея того, каким образом мозг обучается
    на клеточном уровне, и такую нелегкую задачу он осилил в 1949 году!
    Его идеи годы спустя обобщила нейробиолог Карла Шац,

    которая сказала: "Нейроны, которые вместе возбуждаются, соединяются вместе".

    И сейчас мы как раз обсудим, что же это означает.

    Самая простая иллюстрация идеи Хебба включает в себя два нейрона, точно так же как и в нашем примере с Шекспиром. Он говорил, что когда два нейрона, синаптически соединенные друг с другом, возбуждаются вместе несколько раз, в обоих из них происходят молекулярные изменения. В результате их взаимоотношения укрепляются - это мы не слишком креативно называем "возрастанием синаптической силы".
    Теперь эти два нейрона имеют более сильную электрическую связь, нежели та, которую они имели до этих повторений. И такое может происходить более чем с двумя нейронами. При повторяющейся стимуляции формируется плавный поток циркуляции.
    Нейроны соединяются друг с другом. Нейроны, которые вместе возбуждаются, соединяются вместе.
    Описать, как это происходит, можно с помощью метафоры.
    Представьте себе гору, где после засухи проходят несколько ливней.
    Во время первого ливня вода будет стекать вниз неорганизованно.
    Ну как-то так. На самом деле на склоне горы имеются более мягкие и более твердые участки.

    Вода начнет прорезать каналы через мягкие участки.
    Когда ливень заканчивается, воды может уже и не быть, но начинают формироваться небольшие, рудиментарные каналы. Допустим, снова пошел дождь.
    И снова... Каждый раз, когда вода будет стекать вниз по горе, она будет проходить через ранее прорезанные каналы, которые будут становиться больше и сильнее выраженными с каждым дождем. Вода в результате будет течь вниз быстрее и во все более организованном виде. Вскоре у нас будут предсказуемые потоки и реки.
    Во время повторяющихся ливней вода будет с ревом скатываться с горы по этим потокам и рекам.
    Вот как, по мнению Хебба, работают нейроны. Представьте себе, что мозг - это гора, каналы - это нейронные соединения, а их способность обрабатывать информацию - это стекающая по ним вода.
    Потребуется несколько раз воздействовать на мозг, чтобы сформировать организованные цепи, точно так же, как на гору потребуется воздействовать несколько раз, чтобы образовались организованные потоки. Но когда имеет место повторение, происходит нечто волшебное. Нейроны, которые возбуждались скоординированно "понимают", что теперь им нужно соединиться вместе.
    Это будет более эффективно! Эти их соединения будут усиливаться в первую очередь.
    Информация будет стекать по ним во все более организованном виде - точно таким же образом дождевая вода создает реки.
    И это очень важно! Именно так нейроны могут соединяться впервые и соединяться вновь,
    в результате повторения опыта. Мозг можно буквально переделать изнутри
    с помощью того, что совершается снаружи. Чем больше повторяется опыт, тем сильнее становятся соединения. Вот почему мы думаем, что для того, чтобы прочно что-то запомнить,
    нам нужно постоянно повторять эту информацию. Это основа того, как мы обучаемся.
    Это может даже пролить свет на определенные часто встречающиеся умственные нарушения.
    Я закрою эту лекцию примером практического применения - мы поговорим о тревожных расстройствах и их возможной связи с этими возбуждениями-соединениями.
     

  5. Мегамозг

    Мегамозг Пользователь

    Регистрация:
    20 фев 2016
    Сообщения:
    234
    Практическое применение

    Начнем с мультипликационного персонажа, который отличается высоким уровнем тревожности
    и пытается поставить рождественскую пьесу. Я говорю о старом, мультфильме 1965 года - "Рождество Чарли Брауна".
    Хотя сюжет построен на том, как он пытается что-то сделать, тема этого материала весьма широка - от материализма до веры и любви.
    Вы можете также припомнить, что там совершается и небольшое отклонение в психиатрию.
    Люси - психиатр, Чарли Браун - пациент.
    Чарли пытается выяснить, почему он ощущает депрессию.
    Люси спрашивает: "Вы боитесь ответственности? Если да, то у вас гипенгиофобия".

    Чарли так не считает... Тогда Люси продолжает:
    "А как насчет кошек? Если вы боитесь кошек, то у вас айлурофобия". Чарли в этом не уверен...

    Люси поддает жару. "Вы боитесь лестниц? Если да, то у вас климакофобия.

    Может быть, у вас талассофобия. Это боязнь океана. Или гефирофобия - это боязнь пересечения мостов. Или, может, у вас пантофобия?
    Думаете, у вас есть пантофобия?" Чарли не знает, что это такое!

    "Боязнь всего", - отвечает Люси.
    Бинго! "Вот оно!" - кричит Чарли, и сцена заканчивается.

    Фобии оказывают влияние на многих людей, что и может являться частью секрета привлекательности Чарли Брауна и этих анимационных серий.
    И вот как это соотносится с тем, что мы говорим. Мы полагаем, что люди, которые страдают от тревожных расстройств, таких, как фобии, являются жертвами чрезмерной активности процесса возбуждения-соединения у них в мозгу.
    Предположим, однажды утром на вас напала собака.
    Вы обращаетесь в скорую, где вам оказывают помощь. Затем возвращаетесь в машину,
    но видите еще одну собаку. Вы тут же вспоминаете свой печальный опыт.
    На следующий день вы проходите мимо приюта для собак и обнаруживаете, что начинаете
    как-то странно тревожиться. Вскоре это происходит каждый раз, когда вы видите собаку.
    И через несколько недель у вас развивается активная боязнь собак.
    На уровне мозга мы полагаем, что нейроны, ассоциирующие понятие "собака" и "атака",
    начинают возбуждаться вместе. И каждый раз, когда вы видите собаку, это похоже на то, как вода повторно скатывается с горы. В вашем мозгу образуются каналы цепей страха, вызванного собаками - из нейронов, которые столько раз возбуждались вместе, что соединились! Вскоре вы начнете страдать от кинофобии - боязни собак, одной из самых распространенных фобий в мире. Каждый раз, увидев собаку вы дрожите и идете другой дорогой. Конечно, это происходит не с каждым но происходит достаточно часто для того, чтобы нейробиологи могли охарактеризовать это явление на мозговом уровне - и начать искать решение проблемы.

    Что вообще можно сделать, чтобы "развязать" эти связи?

    В середине прошлого века Аарон Бек и Альберт Эллис создали вид психотерапии, которая использует совместное возбуждение-соединение в качестве оружия против тревожных расстройств.
    Это называется "когнитивно-поведенческая терапия", или КПТ.
    Предположение, которое лежит в основе КПТ, заключается в следующем:
    то, что вы думаете, управляет тем, что вы чувствуете. У вас есть негативные автоматические мысли о собаках (это то, что вы думаете), поэтому когда вы видите собаку появляется тревожность (а это то, что вы чувствуете).
    Чтобы эти негативные чувства прошли, вам сначала нужно будет разобраться с их источником - негативными мыслями. КПТ называет эти негативные мысли "ошибочным мышлением".
    Терапия учит тому, как развить другой, не такой обреченный на провал способ смотреть на собак. КПТ не требует, чтобы вы блокировали чувство страха.
    У вас и не получится - оно встроено. КПТ побуждает вас постоянно думать о вызывающем отвращение предмете по-другому, не как раньше.
    Это нужно сделать своей привычкой.
    Если вам удастся благополучно справляться с ошибочным мышлением постоянно, в конечном итоге оно уйдет. Исследования показывают, что если заниматься этим последовательно то и тревожность тоже уйдет - сама по себе.
    Применяемая последовательно в руках опытного психотерапевта, КПТ - это мощное оружие.
    Исследования показывают, что она является одним из самых эффективных из всех существующих средств лечения тревожных расстройств. Она также хорошо помогает при депрессии и биполярных расстройствах. Ей поддаются даже определенные виды шизофрении.
    Если говорить с неврологической точки зрения, то КПТ использует потенциал этой способности

    возбуждения-соединения". Если вы будете последовательны, практика научит ваш мозг

    строить новые цепи. Позитивные цепи. Эта способность перестраивать неврологические цепи находит очень мощное практическое применение в реальном мире.
    И не в последнюю очередь она способствует выживанию. КПТ - это мощная форма психотерапии по борьбе с суицидальными наклонностями, особенно если клиент готов к сотрудничеству. Кстати, самые эффективные терапевтические стратегии для лечения действительно сильных депрессий включают в себя комбинацию лекарственных средств и КПТ
     

    ЗДЕсь может быть Ваша реклама

Поделиться этой страницей